РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

В первом семестре (осенний) необходимо получить зачёт по контрольной работе №1 и сдать зачет. Во втором семестре (весенний) также необходимо написать контрольную работу №2 и сдать экзамен по философии за два семестра. На зачет и экзамен студент приходит с зачтенной контрольной работой. По зачтенной контрольной работе возможны дополнительные вопросы. Зачтена или нет контрольная работа, можно узнать на кафедре философии ауд. № 9-114 (лаборантская), 9-113 (преподавательская) или по телефону гор. 457-85-29, мест. 58-529.

Зачет и экзамен принимается в устной и/или письменной форме. Время на подготовку на зачет 15-20 минут (один вопрос), а на экзамен 30-40 минут (два вопроса: один вопрос из первого семестра, а другой из второго семестра).

На зачете и экзамене студент должен продемонстрировать знание предмета и следующие навыки и умения:

1. Уметь давать определения и объяснения философских понятий, проблем и принципов.

2. Иметь навыки изложения философских вопросов и проблем по изученным темам (устно и письменно).

3. Обладать навыком выделения философских аспектов науч­ных и практических проблем.

4. Уметь сравнивать различные позиции и точки зрения по из­учаемым философским вопросам и выделять общее и специ­фическое в каждой из них.

В библиотеке университета при наличии можно взять на руки: Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. «Философия»; Спиркин А.Г. «Основы философии» или «Философия»; Ильин В.В. «Философия». В. В. Ильин, А. С. Кармин, В. П. Огородников. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Для получения дополнительной информации по истории философии можно пользоваться учебником Ильина В.В. «История философии» и учебными пособиями по различным периодам становления философии того же автора.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Внимание: Содержание контрольной работы должно строго соответствовать теме. Тема определяется по последней цифре шифра/номера зачетки студента. Темы с №1-10 – это темы контрольной работы № 1, а темы с №11-22 – это темы контрольной работы №2. Тема контрольной работы выбирается произвольно из нескольких возможных подтем. Темой контрольной работы может быть подтема, так и само название темы. Например, шифр/номер зачетки заканчивается на цифру 2. Студент выбирает один из возможных вариантов контрольной работы №1 из темы №2 (всего пять возможных вариантов, включая название темы):

Тема 2.Основной вопрос философии. Формы идеализма и материализма.

1.Основной вопрос философии и две его стороны.

2.Формы идеализма.

3.Формы материализма.

4.Диалектика и метафизика.

Во втором семестре для этого же шифра/номера зачетки тема контрольной работы №2 выбирается из темы № 12 или №22.

Если номер выбранной темы будет не соответствовать последней цифре зачетки, то такая контрольная работа зачтена не будет.

Контрольная работа №1 является допуском к зачету и его составной частью. Выполнение контрольной работы №2 – необходимое условие допуска к экзамену. Они должны быть предъявлены на кафедру философии не позднее, чем за 10 дней до начала установочных лекций. Датой поступления работы служит время ее регистрации в журнале кафедры. Студенты, не сдавшие контрольные работы в указанный срок, или чьи работы не будут зачтены, к зачету/экзамену по философии не допускаются. Во время сессии контрольные работы проверяться не будут, что автоматически ведет к появлению академической задолженности, которая может быть ликвидирована только после сессии. На зачет и экзамен студент приносит зачтенную контрольную работу.

При подготовке контрольной работы необходимо пользоваться методичкой, которую можно приобрести на кафедре: «Методические указания и примерная тематика контрольных работ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» (для студентов заочного отделения). Под редакцией к.ф.н., доц. Щербакова В.П. СПб., 2003. При подготовке контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования (формальные и содержательные), от которых зависит качество работы.

Формальные требования:

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с определенными правилами, принятыми в нашей стране:

1. На титульном листе (или обложке тетради) должны быть: название ВУЗа; наименование кафедры, ведущей учебную дисциплину; номер темы и название темы контрольной работы, и номер контрольной работы: №1 или №2; номер группы (в которой учится студент) и шифр/номер зачетки; ФИО студента и личная подпись студента; ФИО преподавателя.

2. Контрольная работа должна быть структурирована и состоять из:

- плана (содержания) работы, в соответствие с которым она написана;

- введения;

- основной части с названием (с разделением на параграфы (пункты) с названием);

- заключения;

- списка использованной литературы (не менее трёх источников);

- приложения - алфавитный словарь.

3. Правильное оформление сносок.

4. Все страницы контрольной работы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.

5. Объем контрольной работы (формат А4):

в печатном варианте – 16-20 страниц (одинарный интервал, шрифт 14, параметры страницы: верх (низ) 2см, слева – 3см, справа – 1,5см); размер сносок шрифт 10. Текст только на одной странице листа.

в рукописном варианте – 20-24 страниц (формат А4).

Контрольная работа должна быть отредактирована, написанная от руки должна быть удобочитаема! Рукописный вариант можно представлять в обычной школьной тетради (объем 30-36 страниц).

Содержательные требования:

План работы должен включать в себя не только названия стандартных разделов (например, Введение; Основная часть; Заключение, Приложение), но и разбивку основной части на параграфы (вопросы), посвященные конкретным проблемам анализируемой темы задания, с обязательным указанием номеров страниц, с которых начинаются разделы и параграфы. Содержание работы должно строго соответствовать плану.

Введение. Во введении дается объяснение выбранного плана работы, перечисляются основные идеи, рассматриваемые в контрольной работе, формулируется точка зрения автора, его мировоззренческая позиция в соответствии с которой рассматривается тема.

Основная часть. Параграфы (пункты) основной части также должны иметь названия и понятийно детализировать смысл названия основной части. Если план составлен непоследовательно, с нарушением логики, с пропуском существенных моментов, то это автоматически ведет к снижению качества работы. Содержание контрольной работы должно строго соответствовать плану.

Содержание каждого параграфа должно соответствовать своему названию. Все цитаты соответствующим образом оформляются: «закавычиваются» с указанием автора, названия, года издания и страниц конкретного источника. Все используемые цитаты должны иметь сноску.

Выводы должны формулироваться в конце каждого параграфа (пунктов) основной части. По этим ключевым выводам возможна беседа с преподавателем, где студент должен дать устно объяснение, комментарии, продемонстрировать умение защищать свою позицию и держать ответ за написанное в своей работе.

Заключение. В данной части контрольной работы формулируются выводы, к которым пришел автор. В заключительной части контрольной работы студент должен уметь связать проблематику контрольной работы с современностью.

Список использованной литературы включает только те источники (не менее трёх), которые, так или иначе, задействованы при написании контрольной работы, что подтверждается соответствующими ссылками. На источники, которые указаны в списке литературы, обязательно должны быть сноски. Список оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями: источники располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилии авторов, названием книг или статей (в этом случае указываются названия журналов, год и номер выпуска), с указанием места издания и года издания.

Например: Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2002. Или если журнал: Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988, № 10.

Если сделана сноска, то необходимо указать страницу, с которой взята цитата. Например: Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2002. С. 212. Если тот же источник встречается в следующей по порядку ссылке, то сноска выглядит так: там же, с. 215.

Сноски на литературу указываются в низу страницы, на которой приведена цитата, чтобы было удобнее читать работу, под номерами 1, 2 и т.д. На другой странице нумерация сносок начинается сначала.

В список литературы включаются только те источники, которые читал автор контрольной работы, что предполагает возможность беседы с преподавателем по прочитанной студентом литературе.

Если есть необходимость привести цитату, то надо указывать не только первоисточник (который не был прочитан), но и источник, откуда взята цитата первоисточника.

Например: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 326. // П.В. Алексеев, A.B. Панин. Философия. Учебник. М., 1999. С.108. Двумя косыми чертами разделяется учебник, прочитанный автором контрольной работы и первоисточник, который не был изучен.

При ссылке на электронный источник (типа http://) необходимо указывать имя автора, название работы, ее статус (реферат, эссе, диссертация, статья, блог и т.п.), дату публикации, а потом электронный адрес. Например: Никитин И. К. "Жизнь" в игровом смысле этого слова. Эссе. 2006г. // http:// www. referat. ru/pub/item/23775.

Если нет имени автора, то такая ссылка не недопустима, так как не соответствует критерию научных работ: отсутствует авторство. Все источники, на которые есть ссылка, должны иметь авторство.

Приложение представляет собой выписанные и разъяснен­ные философские понятия (не менее десяти), которые встретились автору контрольной работы при прочтении литературы - предметный словарь.

I семестр (осенний) темы контрольной работы № 1

Тема 1.Предмет философии и ее роль в жизни общества. Философия как мировоззрение.

1.Философия, ее предмет, структура и функции

2.Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

3.Философия как мировоззрение

4.Специфика философского знания.

Тема 2.Основной вопрос философии. Формы идеализма и материализма.

1.Основной вопрос философии и две его стороны.

2.Формы идеализма.

3.Формы материализма.

4.Диалектика и метафизика.

Тема 3.Материя как философская категория.

1.Понятие материи.

2.Развитие представлений о материи в истории философии.

Тема 4.Философское представление о движении, пространстве и времени.

1.Диалектическое и метафизическое понимание источника и причин движения.

2.Современное естествознание и проблема классификации форм движения.

3.Метафизические представления о пространстве и времени – мировоззренческие последствия.

4.Современное естествознание и диалектика пространственно-временных отношений.

Тема 5.Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика в учениях о развитии.

1.Диалектика устойчивости и изменчивости в развитии, закон и закономерность.

2.Противоречие – препятствие или источник развития?

3.Формы противоречия как отношения противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей.

4.Связь количественных и качественных, эволюционных и революционных изменений в развитии.

5.Мера – закон и относительная необходимость развития.

6.Метафизическое и диалектическое понимание отрицания.

7.Закон отрицания отрицания как основа научного прогноза

Тема 6.Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.

1.Диалектика возможности и действительности. Реальная и абстрактная возможности.

2.Связь необходимости и случайности в развитии.

3.Причинность и непричинные детерминанты развития.

4.Детерминизм как тенденция относительной необходимости в развитии.

Тема 7.Теория познания.

1.Теория познания в эмпиризме и рационализме.

2.Материалистическая теория познания (концепция отражения).

3.Обыденное и научное познание.

4.Субъект и объект познания

5.Познание и практика.

6.Философское учение об истине. Понятие истины. Теория корреспонденции. Теория когеренции. Конвенционалистская, инструменталистская, прагматическая и операционалистическая теории истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина и ценность.

Тема 8.Специфика научного познания.

1.Понятие науки, её цели и задачи. Роль науки в позитивизме.

2.Специфика эмпирического и теоретического исследования. Проблема творчества.

3.Основные концепции философии науки постпозитивизма (Т. Кун, К. Поппер).

4.Философские проблемы науки: информация, компьютерные системы, экология.

Тема 9.Рационализм и иррационализм.

1. Классический рационализм XVII - XVIII века (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц).

2. А. Шопенгауэр - создатель иррационалистической философии.

3. Философия С. Кьеркегора, Ф. Ницше как дальнейшее развитие иррационализма.

4. Основные направления иррационализма в XX веке (фрейдизм, интуитивизм, экзистенциализм, философия жизни).

5. Критический рационализм К. Поппера.

Тема 10.Сознание, его происхождение, структура, функции.

1.Сознание как основа существования человека.

2.Индивидуальное и общественное сознание.

3.Сознание и язык.

4.Происхождение сознания. Общественная природа сознания.

5.Сущность и структура сознания.

II семестр (весенний) темы контрольной работы № 2

Тема 11.Социальное и биологическое в человеке.

1. Природное и социальное в человеке.

2. Биологический и социологический подход к человеку.

3. Диалектика биологического и социального в человеке.

4. Концепция культуры во фрейдизме.

Тема 12.Проблема человека в философии.

1. Бесконечность свойств и качеств человека.

2. Человек как фундаментальная категория философии.

3. Соотношение понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”.

4. Свобода и ответственность человека.

5. Место жизни и смерти в бытии человека.

Тема 13.Материальное производство, его роль в жизни общества.

1.Понятие способа производства. Роль способа производства в общественной жизни.

2.Закономерности развития материального производства.

3.Техника и технический прогресс.

4.Взаимосвязь технического прогресса и развития общества.

5.Этапы технического прогресса и перспективы научно-технического прогресса.

Тема 14.Общество в историческом развитии.

1.Проблема направленности исторического процесса.

2.Теория общественного прогресса.

3.Закономерности исторического развития.

4.«Формационный» и «цивилизационный» подходы в философии истории.

Тема 15.Философия истории.

1.Философское понимание истории.

2.Проблема субъекта истории.

3.Закономерности исторического развития.

Тема 16.Культура и цивилизация.

1.Культура как специфический способ организации жизни человека.

2.Культура и цивилизация.

3.Основные подходы в исследовании культуры.

4.Механизмы развитития культуры.

5.Традиционная и современная культура.

Тема 17.Природа и общество.

1.Диалектика природы и общества.

2.Природная среда и развитие общества.

3.Общество как фактор преобразования природы.

4.Теория «географического детерминизма».

Тема 18.Философия техники.

1.Техника как артефакт и как действительность.

2.Проблема сущности техники. Инженерный и философский подход.

3.Техника как четвёртая реальность бытия.

4.Философия техники как часть философии.

Тема 19.Духовная жизнь общества.

1.Формы духовной жизни.

2.Религиозная жизнь человека.

3.Мораль как основа общества.

4.Сущность и функции искусства.

5.Формирование правового и политического сознания.

Тема 20.Общественное сознание и его структура.

1.Структура общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание.

2.Общественная психология и идеология.

3.Формы общественного сознания. Их взаимосвязь и различия.

Тема 21.Социальная структура общества.

1.Понятие социальной структуры общества.

2.Основные этнические общности.

Тема 22.Глобальные проблемы современности.

1.Основные виды глобальных проблем современности. Экологические проблемы в системе глобальных проблем современности.

2.Техногенные основания возникновения глобальных проблем современности.

3.Демографический кризис современности и пути его разрешения.

4.Философские основания антиглобализма.

5.Основные пути решения глобальных проблем. Значение философии для разрешения глобальных проблем современности.

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

Вопросы с 1-10 – вопросы зачета, а вопросы с 1-22 – вопросы экзамена.

1.Предмет философии и ее роль в жизни общества. Философия как мировоззрение.

2.Основной вопрос философии. Формы идеализма и материализма.

3.Материя как философская категория.

4.Философское представление о движении, пространстве и времени.

5.Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика в учениях о развитии.

6.Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.

7.Теория познания.

8.Специфика научного познания.

9.Рационализм и иррационализм.

10.Сознание, его происхождение, структура, функции.

11.Социальное и биологическое в человеке.

12.Проблема человека в философии.

13.Материальное производство, его роль в жизни общества.

14.Общество в историческом развитии.

15.Философия истории.

16.Культура и цивилизация.

17.Природа и общество.

18.Философия техники.

19.Духовная жизнь общества.

20.Общественное сознание и его структура.

21.Социальная структура общества.

22.Глобальные проблемы современности.

Философия для студентов: лекции, учебники, хрестоматии, монографии по философии на filam.ru
© Алексей Машенцев и его сайт на filam.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования конкурс сайтов