[скачать] Просмотров: 1005  Скачали: 550

Евлампиев И.И.

История русской метафизики в XIX-XX века. (511 с., шрифт 12). 1,1 Мб. 2000.

Мои комментарии:

Нет комментариев.

Комментарии издательства или автора:

Особое внимание в книге уделено мыслителям XX века, и это не случайно; в эту эпоху русская философия вышла на тот же уровень развития, что и современная ей западная философия, и, кроме того, именно в это время произошло окончательное формирование основ совершенно нового общеевропейского мировоззрения, радикально изменяющего наши представления о себе самих и своем месте в бытии. К этому новому мировоззрению европейская философия шла весь XIX век, и свой важный вклад в этот процесс внесла и русская общественная мысль - прежде всего в лице Ф. Достоевского. Анализ последнего и самого плодотворного периода развития нашей философской традиции, охватывающего первую половину XX века, уже совершенно невозможно проводить, не учитывая единство европейской философии. Те поиски, которые вели в своих трудах самые талантливые мыслители России, непосредственно соотносятся с поисками крупнейших мыслителей Европы - А. Бергсона, В. Дильтея, Э. Гуссерля, Г. Риккерта, Э. Кассирера, М. Хайдеггера и др. Поэтому сравнение и параллельный анализ взглядов западных и русских представителей нового мировоззрения - это необходимое условие правильного понимания достоинств и недостатков русской философии и правильной оценки ее главных достижений. В данной книге перспективы такого исследования только намечены, и при этом основное внимание в рамках проводимых параллелей уделяется двум центральным фигурам, в творчестве которых новое мировоззрение получило наиболее детальную разработку, - С. Франку и М. Хайдеггеру. Именно анализ взглядов Франка, наиболее талантливого представителя русской философии XX в., предвосхитившего движение к «новой онтологии» в западной метафизике, нагляднее всего опровергает тезис об изолированности русской философии и каком-то «особом» ее характере в сравнении с западной. Не претендуя на окончательные оценки и суждения, автор все-таки надеется, что его исследование поможет разрушению нелепого стереотипа, сложившегося в отношении к русской философии XIX - начала XX века (по традиции называемой « религиозной»), в соответствии с которым для одних она выступает как скопище давно отживших свой век заблуждений, ничего общего не имеющих с современными поисками человеком смысла своего бытия, а для других - как православная икона, в своей благости и святости также бесконечно далекая от наших сегодняшних проблем.

Содержание (оглавление):

ЧАСТЬ I СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ. Проблема Абсолюта в истории философии ГЛАВА 1. Поиски самобытности §1. Проблема начала русской философии §2. "Диссонансность" русской культуры §3. Символизм русской иконописи §4. Петровская эпоха - подлинное начало §5. Пушкин - пророк русской культуры §6. Начало русской философии. П. Чаадаев §7. Духовное наследие Чаадаева §8. Мистический утопизм В. Одоевского §9. Славянофильство. А. Хомяков и И. Киреевский §10. Персонализм А. Герцена ГЛАВА 2. Личность как Абсолют: метафизика Ф. Достоевского §1. Проблема Достоевского §2. Был ли Достоевский религиозным писателем? §3. Персонализм Достоевского. Концепция М. Бахтина §4. Личность как Абсолют. Метафизический Герой Достоевского §5. Метафизические "эксперименты" Достоевского §6. Личность и Бог. Проблема бессмертия §7. Личность и Бог. Случай Кириллова §8. "Новый Христос" и идеал всеединства §9. Диалектика любви и свободы §10. Теодицея Достоевского ГЛАВА З. Абсолют как всеединство: Вл. Соловьев §1. Задачи "истинной философии": Вл. Соловьев и гностико-мистическая традиция §2. "Истинная философия" и христианство §3. Всеединство как идеал и причины несовершенства мира §4. Путь к идеальному обществу §5. Всеединство как Абсолют §6. Абсолют и личность. Мистический символизм Соловьева §7. Оправдание добра и проблема бессмертия §8. Новый подход к Абсолюту ГЛАВА 4. Абсолют как царство Абсурда: Л. Шестов §1. Критика «философии всеединства» §2. Абстрактные принципы против жизни §3. Царство Абсурда и Бог ГЛАВА 5. Абсолют как свобода: Н. Бердяев §1. Христианский гнозис §2. Личность как конкретное начало. Персонализм Бердяева §3. «Грехопадение» и творческое «преодоление» мира §4. Бог, человек и Ничто ГЛАВА 6. Абсолют как абсолютное бытие: С. Франк §1. Личность и ее творчество: этика §2. Личность и ее творчество: онтология §3. Концепция абсолютного реализма §4. Абсолютное бытие как всеединство §5. Взаимосвязь Абсолюта и мира: проблема времени §6. Основания теории души: Франк и Бергсон Часть II §7. Человеческое бытие как самораскрытие Абсолюта §8. Феноменология душевной жизни §9. Проблема метафизической сущности творчества и духовная жизнь §10. Смысл жизни: внутреннее и внешнее «делание» §11. Онтологический смысл общественного бытия §12. Безусловное бытие и путь его постижения §13. Внутреннее бытие как субъективность и как акт трансцендирования. Франк и Хайдеггер §14. «Реальное» трансцендирование и конституирование личности §15. «Первооснова» бытия: возвращение к «отвлеченным началам» §16. Абстрактное и «феноменально обоснованное» понимание Бога §17. Проблема зла и ничто §18. Философия Франка и перспективы «новой онтологии» §19. Обоснование «окончательной» веры ГЛАВА 7. Абсолют как восполнение несовершенства: Л. Карсавин §1. Гностические истоки метафизики Карсавина §2. Личность как всеединство и всевременность §3. Метафизика любви §4. Диалектика единства - разъединения в Абсолюте §5. Диалектика единства - разъединения в тварном мире: жизнь через смерть §6. Проблема зла и насилия §7. История Иисуса: оправдание несовершенства §8. Окончательное преодоление «атомистической» модели человека §9. Структура несовершенного всеединства §10. Абсолют как восполнение несовершенства ГЛАВА 8. Трагедия Божьих страданий: И. Ильин §1. Диалектика индивидуальной самобытности и духовного единства людей §2. Тождество Бога и человека и концепция «философского акта» §3. Философия и жизнь §4. Гегель и поиски «новой онтологии» §5. Пантеизм Гегеля и учение о «конкретном» Абсолюте §6. Философия мировой трагедии §7. Этика трагического подвига §8. Путь духовного обновления §9. Структура религиозного акта §10. Творческое и просветляющее страдание ГЛАВА 9. Абсолют как Св. Троица: С. Булгаков и П. Флоренский §1. Философская «контрреформация»: метафизика на службе догматики §2. С. Булгаков: от марксизма к идеализму §3. Хозяйство как способ преображения мира §4. Философия Православия §5. Божественное Ничто и Творение §6. Мир и человек под знаком Софии §7. Под гнетом догмата: трагедия философа §8. Творящие имена Бытия. Философское «завещание» Булгакова §9. Великий Инквизитор и его дело: П. Флоренский ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия для студентов: лекции, учебники, хрестоматии, монографии по философии на filam.ru
© Алексей Машенцев и его сайт на filam.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования конкурс сайтов