[скачать] Просмотров: 2471   Скачали: 790

Гусейнов А.А. – редактор.

История этических учений. Учебник. М., 2003. 911 с. Нумерация страниц соответствует печатному оригиналу.

Мои комментарии:

Учебник написан коллективом авторов. Во многом повторение истории философии с уклоном в этику. Учебник предназначен для углубленного изучения философии.

Комментарии издательства или автора:

Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов - по школам и этапам развития, что составляет структуру книги. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Философия".

Содержание (оглавление):

Предисловие Раздел первый. Китай Глава I. Китайская философия как суперэтика Глава II. Четыре главные этические программы § 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования § 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния § 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви и взаимной пользы § 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти Глава III. Категориальные основы китайской этики § 1. Категория "благопристойность" (ли3) как единство этики и ритуала § 2. Категория "благодать" (дэ): магическая сила и моральный императив § 3. Категории "путь" (дао), "орудийные предметы" (ли2) и "великий предел" (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте § 4. Категория "гуманность" (жэнь1): любовь к людям и гармония мира § 5. Категория "должная справедливость" (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу Глава IV. Конфуцианская антропология § 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя § 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си § 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином § 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория "предопределение" (мин) Литература Раздел второй. Древняя и средневековая Индия Глава I. Предварительные понятия § 1. "Ценности", блага и цели § 2. Границы этического § 3. Оценки "извне" и "изнутри" Глава П. Этическая дидактика § 1. Аретология индийских религий § 2. Моральные нормы совершенства § 3. Моралистическая афористика и "наглядная проповедь" § 4. Этика и индийские пути к "освобождению" Глава III. Этическое теоретизирование § 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов § 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода § 3. Философская этика буддистов и мимансаков § 4. Индия и современная философская этика Литература Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре § 1. Понятия "мусульманская этика" и "этика в мусульманских обществах" § 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре § 3. Системообразующие принципы мусульманской этики Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики § 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие § 2. Правильность намерения-и-действия § 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий § 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике § 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий § 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий § 2. Обоснование интересов и их соотношение Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий § 1. Аффективная классификация намерений-и-действий § 2. Мусульманский этос Глава VI. Общие черты мусульманской этики § 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама § 2. Макропроблемы мусульманской этики § 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме § 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики § 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования § 3. Суфизм: этика "растерянности" Глава VIII. Этика в мусульманских обществах § 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей § 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-Фараби § 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди Литература Раздел четвертый. Европа: Античность Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов § 1. Гомер § 2. Гесиод § 3. Семь мудрецов Глава II. Этика в ранней греческой философии § 1. Анаксимандр § 2. Гераклит § 2. Пифагор и пифагорейцы § 3. Парменид § 4. Демокрит Глава III. Софисты, Сократ, сократики § 1. Софисты § 2. Сократ § 3. Сократики Глава IV. Платон и Аристотель § 1. Платон § 2. Аристотель Глава V. Этические учения эпохи эллинизма § 1. Эпикур § 2. Стоицизм § 3. Скептицизм Глава VI. Конец античной этики: Платин Литература Раздел пятый. Европа: Средневековье Введение Глава I. Основоположения средневековой морали § 1. Этический смысл "Посланий" ап. Павла (I в. н.э.) § 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма § 3. Раннехристианская литература Глава П. Недогматические формы морального сознания Средневековья § 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры § 2. Недоктринальные формы бытийствования морали § 3. Аскетическая традиция Восточной церкви Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви § 1. Амвросий Медиоланский § 2. Аврелий Августин § 3. Происхождение зла. Теодицея § 4. Добродетели разума и добродетели веры § 5. Григорий Великий Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики § 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог "О свободном выборе" § 2. Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле" § 3. Петр Абеляр. "Познай самого себя" Глава V. Этика Фомы Аквинского § 1. Воля и интеллект § 2. Типология добродетелей Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама Литература Раздел шестой. Европа: Новое время Введение Глава I. Гуманизм и Реформация § 1. Лоренцо Вала § 2. Джордано Бруно § 3. Макиавелли § 4. Лютер Глава II. XVII в § 1. Декарт § 2. Спиноза § 3. Гроций § 4. Гоббс § 5. Локк Глава III. XVIII в § 1. Этический сентиментализм § 2. Мандевиль § 3. Дидро § 4. Гельвеций § 5. Руссо Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв § 1. Кант § 2. Гегель § 3. Фейербах Литература Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв Глава I. Антинормативный поворот в этике § 1. Шопенгауэр § 2. Маркс и марксистские традиции § 3. Ницше Глава II. Основные этические учения § 1. Утилитаризм § 2. Эволюционная этика § 3. Прагматизм § 4. Фрейдизм § 5. Феноменология § 6. Экзистенциализм § 7. Аналитическая этика и метаэтика Глава III. Современные дискуссии и тенденции § 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ § 2. Прикладная этика § 3. Постмодернизм Литература Раздел восьмой. Россия Введение Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.). § 1. Нравоучение как вид христианского учительства § 2. Этический "номинализм" нравоучительной литературы § 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство § 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII - первая треть XIX в.). § 1. Секуляризация этической мысли § 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии § 3. Нравственное учение масонства § 4. Эстетический морализм русских романтиков Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.) § 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов § 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) § 3. Этическое "оправдание" христианства: этика "абсолютного добра" Ф.М. Достоевского; этика "непротивления злому" Л.Н. Толстого § 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм § 5. "Научное" обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина § 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики § 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы) § 8. Нравственная философия как система: этика "соборного добра" B.C. Соловьева § 9. Этические итоги конца XIX в Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.). § 1. Этический "ренессанс" начала века (1900-1922) § 2. Основные направления этической мысли § 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922) § 4. Этический "раскол": моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х - кон. 50-х годов) § 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России § 6. Этика русского зарубежья: основные учения § 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы) § 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы) Литература Приложение. Этика ненасилия

Философия для студентов: лекции, учебники, хрестоматии, монографии по философии на filam.ru
© Алексей Машенцев и его сайт на filam.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования конкурс сайтов