[скачать] Просмотров: 1924   Скачали: 853

Реале Дж., Антисери Д.

Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. Том 3. 1996. 736 с. 1,8 Мб. HTML разметка. Основной файл text.htm. Нумерация страниц соответствует печатному оригиналу.

Мои комментарии:

Третий том известного учебника посвящен философии Нового времени. В начале третьего тома рассматривается окончание эпохи Возрождения.

Комментарии издательства или автора:

Книга Дж Реале и Д. Антисери "Западная философия от дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, третий том которого — Новое время — перед Вами Авторы в доступной форме показали процесс формирования научных идей от Леонардо до Канта, суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры. Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений.

Содержание (оглавление):

Предисловие к итальянскому изданию Часть первая ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Леонардо, Телезио, Бруно, Кампанелла Глава 1. Четыре выдающиеся личности итальянского возрождения: Леонардо Да Винчи, Бернардино Телезио, Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла 1. Леонардо: природа, наука и искусство 1.1. Механическое строение природы 1. 2 Леонардо между Возрождением и Новым временем 1. 3. "Умозрительное рассуждение" и "опыт" 2. Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам. 2. 1 Жизнь и творчество 2. 2 Новизна физики Телезио. 2. 3 Собственные принципы природы 2. 4. Человек как природная реальность. 2. 5. Природная мораль (этика). 2. 6. Божественная трансценденция и душа как сверхчувственное существо. 3. Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и "героический энтузиазм" 3. 1. Жизнь и творчество 3. 2. Характеристика основных идей Бруно. 3. 3. Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство 3. 4 Вселенная Бруно и ее значение 3. 5. Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции. 3. 6. "Героические энтузиасты" 3. 7 Заключение 4. Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы » 4. 1. Жизнь и творчество. 4. 2. Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио. 4. 3. Самопознание. 4. 4. Метафизика Кампанеллы три первоосновы бытия. 4. 5. Панпсихизм и магия. 4. 6. "Город Солнца". 4. 7. Заключение. Часть вторая НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Глава 2. Научная революция 1. Научная революция: общая характеристика . 1. 1 Научная революция: какие изменения она принесла. 1. 2. Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники. 1 3. Ученые и ремесленники. 1. 4. Новая "форма знания" и новая "фигура ученого". 1. 5. Узаконение научного инструментария и его использования. 2. Научная революция и магико-герметическая традиция 2. 1. Присутствие и отторжение магико-герметической традиции 2. 2. Характеристики астрологии и магии. 2. 3 И Н Рейхлин и каббалистическая традиция, Агриппа: "белая магия" и черная магия" 2. 4 Ятрохимическая программа Парацельса 2. 5. Три итальянских "мага". Фракасторо, Кардано, делла Порта 3. Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории 3. 1. Философское значение "коперниканской революции" 3. 2. Николай Коперник: формирование ученого 3. 3 Коперник -общественная деятельность. 3. 4. "Первое повествование" Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника. 3. 5. Реализм и неоплатонизм Коперника. 3 6 Проблемы астрономии до Коперника. 3. 7. Теория Коперника. 3 8. Коперник и отношения между традицией и революцией 4. Тихо Браге: ни "старая птолемеевская расстановка", ни "современные нововведения великого Коперника" 4. 1. Тихо Браге, улучшение инструментария и техники наблюдений. 4 2 Тихо Браге отрицает существование материальных сфер. 4. 3. Ни Птолемей, ни Коперник. 4. 4. Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции 5. Иоганн Кеплер: переход от "круга" к "эллипсу" и математическая систематизация теории Коперника » 86 5. 1. Кеплер — преподаватель в Граце: "Mystenum cosmographicwn". 5. 2. Кеплер — придворный математик в Праге: "Новая астрономия" и "Диоптрика". 5. 3. Кеплер в Линце: "Рудольфинские таблицы и "Гармония мира". 5. 4. "Космографическая тайна": в поисках божественного математического порядка небес. 5. 5. От "круга" к "эллипсу". "Три закона Кеплера". 5. 6 Солнце как причина движения планет. 6. Драма Галилея и основание современной науки . . » 6. 1. Галилео Галилей. Жизнь и творчество. 6. 2. Галилей и вера в подзорную трубу 6 3. "Звездный вестник" и подтверждение системы Коперника 6. 4 Эпистемологические корни разногласий между Галилеем и церковью. 6. 5. Реализм Галилея против инструментализма Беллармино. 6. 6 Несоразмерность науки и веры. 6. 7. Первый суд 6. 8. "Диалог о двух главнейших системах" и поражение космологии Аристотеля. 6. 9. Второй суд: осуждение и отречение. 6. 10 Последняя большая работа. 6 11. Галилеевский образ науки. 6. 12 Проблема метода, "чувственный опыт" и (или?) "необходимые доказательства". 6. 13. "Опыт" — это "эксперимент". 6. 14. Роль мысленных экспериментов 7. Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона 7. 1. Философское значение творчества Ньютона. 7. 2. Жизнь и творчество. 7. 3. "Правила философствования и "онтология", которую они предполагают. 7. 4. Порядок мира и существование Бога. 7. 5. "Гипотез не измышляю". 7. 6. Великий мировой механизм 7. 7. Механика Ньютона как программа исследований. 7. 8. Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем. 8. Науки о жизни 8. 1. Развитие анатомических исследований. 8. 2 . У. Гарвей. Открытие кровообращения и биологический механицизм 8. 3. Франческо Реди против теории самозарождения. 9. Академии и научные общества 9. 1. Академия Линчей и Академия Чименто. 9. 2. Лондонское Королевское общество и Королевская академия наук во Франции. Часть третья БЭКОН И ДЕКАРТ Глава 3. Фрэнсис Бэкон :философ промышленной эры 1. Фрэнсис Бэкон : жизнь и деятельность 2. Сочинения Бэкона и их значение 3. Почему Бэкон критикует идеал знания магов и алхимиков 4. Почему Бэкон критикует традиционную философию 5. Почему Бэкон критикует традиционную логику . 6. "Антиципации природы" и "интеграции природы". 7. Теория "идолов" 8. Социология познания, герменевтика и эпистемология в отношении к теории "идолов" . 9. Цель науки: открытие "форм" 10. Индукция путем элиминации 11. "Experimentum crucis" 12. Бэкон не является духовным отцом нравственно нейтрального техницизма. Глава 4. Декарт – основатель современной философии 1. Единство Картезианства . 2. Жизнь и творчество 3. Опыт крушения культуры 4. Правила метода 5. Методическое сомнение 6. "Cogito eigo sum" 7. Существование и роль Бога 8. Мир как машина 9. Революционные последствия механицизма 10. Рождение "аналитической геометрии" 11. Душа и тело 12. Правила морали Часть четвертая КРУПНЫЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ Глава 5. Метафизика окказионализма и Мальбранш 1. Предшественники окказионализма и А. Гейлинкс 2. Мальбранш и развитие окказионализма . 2. 1. Жизнь и сочинения Мальбранша. 2. 2. Познание истины и видение вещей в Боге. 2. 3. Отношения между душой и телом и какова душа сама по себе. 2. 4. Все в Боге. 2. 5. Значение философии Мальбранша. Глава 6. Спиноза и метафизика монизма и пантеистического имманентизма . 1. Жизнь и сочинения Спинозы 2. Поиск "истины", придающей смысл жизни 3. Концепция Бога как ось философии Спинозы . 3. 1. Геометрический порядок. 3. 2. "Субстанция", или Бог Спинозы. 3. 3. "Атрибуты". 3. 4. Модусы. 3. 5. Бог и мир, или же "natura naturans" и "natura naturata". 4. Доктрина Спинозы о параллелизме между "ordo idearum" и "ordo rerwn" 5. Познание 5. 1. Три рода познания. 5. 2. Адекватное познание любой реальности подразумевает познание Бога. 5. 3. В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым. 5. 4. Моральные следствия адекватного познания. 6. Нравственный идеал Спинозы и Amor dei intellectualis » . 6. 1. Геометрический анализ страстей. 6. 2. Попытка Спинозы встать "по ту сторону добра и зла". 6. 3. Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. 6. 4. Познание "sub specie aetemitatis" и "amor Dei intellectualis". 7. Концепция религии и государства Спинозы 7. 1. Отрицание познавательного значения религии. 7. 2. Государство как гарантия свободы. Глава 7. Лейбниц: метафизика плюрализма и предустановленная гармония . 1. Жизнь и сочинения Лейбница . 2. "Вечная философия" и "новые философы": возможность преемственности 3. Возможность восстановить "финализм" и "субстанциальные формы" 3. 1. Новое значение "финализма". 3. 2. Новое значение субстанциальных форм. 4. Опровержение механистической теории и генезис учения о монадах 4. 1. "Примечательная ошибка" Декарта. 4. 2. Следствия из открытия Лейбница. 5. Основы монадологической метафизики . 5 1. Природа монады как "представительная сила ". 5. 2. Каждая монада представляет вселенную и является как бы микрокосмом. 5. 3. Принцип тождества неразличимых. 5. 4. Закон непрерывности и его метафизическое значение. 5. 5. Сотворение монад и их неразрушимость. 6. Монады и строение вселенной 6 1. Объяснение материальности и телесности монад. 6. 2. Объяснение строения живых организмов. 6. 3. Отличие духовных монад от остальных. 7. Предустановленная гармония 8. Бог и лучший из возможных миров 9. Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания 10. Теория познания: виртуальная врожденность или же новая форма "припоминания" 11. Человек и его судьба . Часть пятая РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА Глава 8. Томас Гоббс: учение о совокупности тел и теория политического абсолютизма . . Жизнь и сочинения Гоббса . Концепция философии и ее разделов Номинализм, конвенционализм, эмпиризм и чувственный опыт у Гоббса . Принцип телесности и механицизм . Теория абсолютистского государства Левиафан и выводы из философии Гоббса Глава 9. Джон Локк в создание критического эмпиризма 1. Жизнь и сочинения Локка 2. Задача и программа "Опыта о человеческом разумении" 3. Эмпиризм Локка как синтез основных положений традиционного английского эмпиризма и рационализма Декарта: принцип опыта и критика теорий врожденных идей . 326 4. Учение Локка об идеях и его общая основа 5. Критика идеи субстанции, вопрос о сущности и универсалиях и язык науки 6. Познание, его значение и границы 7. Вероятность и вера 8. Морально-политическая доктрина 9. Религия и ее отношение с разумом и верой . 10. Заключение Глава 10. Джорж Беркли : гносеология номинализма в роли обновлённой апологетики 1. Жизнь и значение научного наследия Беркли 2. "Философские заметки" и "Программа исследований" Беркли 3. Теория зрения и умственное конструирование "предметов" 4. Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения 5. Почему абстрактные идеи являются иллюзией . 6. Различие между первичными и вторичными качествами ложно 7. Критика идеи "материальной субстанции" 8. Великий принцип: "Esse est percipi" 9. Бог и "Законы природы" 10. Философия физики: Беркли — предшественник Маха Глава 11. Давид Юм и иррационалистический эпилог эмпиризма . 1. Жизнь и сочинения Юма 2. "Новое поприще философии" или "Наука о человеческой природе" 3. "Впечатления" и "идеи" и "принцип ассоциации" 4. Отрицание общих понятий и номинализм Юма 5. "Отношения между идеями" и "Факты" 6. Критика понятия причинности или отношения между причиной и действием 7. Критика идей материальной и духовной субстанции и существование тел и "Я" как объекта чистой нетеоретической веры 8. Теория страстей (аффектов) и отрицание свободы и практического разума 9. Иррациональная основа нравственности . 10. Религия и ее иррациональная основа 11. Вырождение эмпиризма в "скептический разум" и "иррациональную веру" Часть шестая ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Глава 12. Либертинизм. Гассенди: скептический эмпиризм и защита религии. Янсенизм и Пор-Рояль . 1. Либертинизм 1. 1. Что значит быть либертинцем. 1. 2. Либертинизм эрудитов и светский либертинизм. 2. Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии 2. 1. Полемика против аристотелевско-cхоластической традиции. 2. 2. Почему мы не знаем сущностей и почему схоластическая философия вредит вере 2. 3. Гассенди против Картезия. 2. 4. Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру 3. Янсенизм и Пор-Рояль 3. 1-Янсенийиянсенизм 3. 2 Логика и лингвистика Пор-Рояля. Глава 13. Блез Паскаль. Автономия разума, ничтожество и величие человека. Дар веры и его разумность » 1. Страсть к науке 2. "Первое" и "Второе" обращение 3. Паскаль в Порт-Рояле 4. "Письма к провинциалу" 5. Демаркация научного знания и религиозной веры 6. Научный разум между традицией и прогрессом 7. "Идеал" научного знания и правила построения аргументации 8. "Esprit de geometric " и "Esprit de finesse" "Дух геометрии" и "Дух утонченности" . . 416 9. Величие и нищета человека 10. "Дивертисмент" 11. Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога 12. "Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя" 13. Против "деизма" и "Картезия, бесполезного и неточного" 14. "Спорим на Бога"? Глава 14. Джамбаттиста Вико и обоснование "сотворенного людьми гражданского мира 1. Жизнь и сочинения 2. Границы и знания новых философов 3. Verum-Factum и открытиет истории 4. Вико против истории философов 5. Вико против истории историков 6. "Четыре автора" Вико 7. Единство и различия "философии" и "филологии" 8. Истина, которой философия оснащает филологию. 9. Точность, сообщаемая филологией философии 10. Люди как герои истории и гетерогенность целей 11. Три возраста истории 12. Язык, поэзия и миф 13. Провидение и смысл истории 14. Иcторические колебания Часть седьмая "РАЗУМ" В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ Глава 15. "Разум" в культуре эпохи Просвещения . 1. Девиз эпохи просвещения: "Имей мужество пользоваться собственным умом" . 2. "Разум" просветителей 3. "Просветительский разум" против метафизических систем 4. Атака на "суеверия" "позитивных" религий 5. "Разум" и естественное право 6. Просвещение и буржуазия 7. Как просветители распространяли "свет" 8. Просвещение и Неоклассицизм 9. Просвещение, история и традиции 10. Пьер Бейль: задача историка в "выявлении ошибок" Часть восьмая РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО "РАЗУМА" ВО ФРАНЦИИ, В АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ Глава 16. Просвещение во Франции 1. Энциклопедия 1. 1. Возникновение, структура и сотрудники Энциклопедии. 1. 2. Цели и принципы ''Энциклопедии". 2. Д'Аламбер и философия как "Наука о фактах" 2. 1. "Философский век" и "век эксперимента и анализа". 2. 2. Деизм и естественная мораль. 3. Дени Дидро: от деизма к материализму 3. 1. Деизм против атеизма и позитивной религии. 3. 2. Все есть материя в движении. 4. Кондильяк и гносеология сенсуализма 4. 1. Жизнь и творчество. 4. 2. Ощущение как основа познания. 4. 3. "Статуя, внутренне устроенная, как мы" и построение человеческих функций. 4. 4. Вредный "жаргон" метафизиков и как хорошо составленный язык науки. 4. 5. Традиция и воспитание. 5. Просветительский материализм: Ламетри, Гельвеций, Гольбах 5. 1. Ламерти и его труд "Человек-машина". 5. 2. Гельвеций ощущение — это начало умственных способностей, а интерес —начало морали. 5. 3. Гольбах: "человек — это творение природы". 6. Вольтер: борьба за терпимость 6. 1. Жизнь и творчество Вольтера. 6. 2. Защита деизма от атеизма и теизма. 6. 3. "Защита человечества" от возвышенного мизантропа" Паскаля. 6. 4. Против Лейбница и его "лучшего из возможных миров". 6. 5. Основы веротерпимости. 6. 6. "Дело Каласа" и "Трактат о веротерпимости". 7. Монтескье: условия свободы и правовое государство 7. 1. Жизнь и сочинения Монтескье. 7. 2. Соображения об исключительном значительном значении наук. 7. 3. "Персидские письма". 7. 4. "О духе законов". 7. 5. Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую. 8. Жан-Жак Руссо: просвститель -"еретик" 8. 1. Жизнь и сочинения. 8. 2. Человек в "естественном состоянии". 8. 3. Руссо против энциклопедистов. 8. 4. Руссо-просветитель 8. 5. "Общественный договор". 8. 6. "Эмиль", или педагогический путеводитель. 8. 7. Естественность религии. Глава 17. Английское просвещение. 1. Спор о деизме и религии откровения 1. 1. Джон Толанд: христианство без тайн. 1. 2. Сэмюаль Кларк и Доказательство существования необходимого и независимого Существа. 1. 3. Антони Коллинз и защита "свободомыслия". 1. 4. Мэтью Тиндаль и сведение Откровения к естественной религии. 1. 5 Джозеф Батлер: естественная религия фундаментальна, но это не все 2. Этика английского просвещения 2 1. Шефгсбери и автономия морали. 2. 2. Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей. 2. 3. Дэвид Гартли: "физика разума" и этика на психологической основе. 3. Бернард Мандевиль и "Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества" 3. 1. Когда частный порок становится общественной добродетелью. 3. 2. Когда частная добродетель ведет общество к гибели. 4. "Шотландская школа" "здравого смысла" 4. 1. Томас Рид: человек как культурное животное. 4. 2. Рид и теория интеллекта. 4. 3. Рид: реализм и здравый смысл. 4. 4. Дугальд Стюарт и условия философской аргументации. 4. 5. Томас Браун: философия духа и искусство сомнения. Глава 18. Немецкое Просвещение 1. Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда . 589 1. 1. Характеристики. 1. 2. Источники. 1. 3. Э. В. фон Чирнхауз:"ars inveniendi" как вера в разум. 1. 4. Самюэль Пуфендорф: естественное право и проблема разума. 1. 5. Христиан Томазий: различие между правом и моралью. 1. 6. Пиетизм и его связи с Просвещением. 1. 7. Фридрих II и политическая ситуация. 2. "Энциклопедия знания" Христиана Вольфа 3. Философские дискуссии в эпоху Вольфа 3. 1. Мартин Кнутцен: встреча пиетизма и вольфианства. 3. 2. Христиан А. Крузиус: независимость воли от разума. 3. 3. Иоганн Г. Ламберт: в поисках "царства истины". 3. 4. Иоганн Н. Тетенс: "психологическое" обоснование метафизики. 4. Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики 5. Герман Самюэль Реимарус: натуральная религия против религии откровения 6. Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством 7. Готхолвд Эфраим Лессинг и "Страсть к истине" 7. 1. Лессинг и проблема эстетики. 7. 2. Лессинг и проблема религии. Глава 19. Итальянское Просвещение 1. Истоки Итальянского Просвещения 1. 1. Антиклерикализм Пьетро Джанноне. 1. 2. Людовико А. Муратори и защита "хорошего вкуса", т. е. критического взгляда на вещи. 2. Просветители Ломбардии 2. 1. Пьетро Верри: "Добро рождается из зла". 2. 2. Алессандро Верри: недоверие — ласточка истины". 2. 3. Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни. 2. 4. Паоло Фризи: "первый, кто пробудил от сна Ломбардию". 3. Неаполитанское Просвещение 3. 1. Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии. 3. 2. Фердинандо Галиани: автор трактата "О деньгах". 3. 3. Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации. Часть девятая КАНТ И ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Глава 20. Кант и критический поворот западной мысли 1. Жизненный путь и сочинения Канта 1. 1. Сочинения Канта. 1. 2. Духовная перспектива докритического периода. 1. 3. "Великий свет" и "Диссертация" 1770 года. 2. "Критика чистого разума" 2. 1. Критическая проблема: априорный синтез и его обоснование. 2. 2. "Коперниканская революция" Канта. 2. 3. Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и его априорных форм). 2. 4. Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм интеллектуального познания. ( 2. 4. 1. Логика и ее деления, 2. 4. 2. Категории и их дедукция, 2. 4. 3. "Я мыслю", или трансцендентальная апперцепция). 2. 5. Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновой физики. 2. 6. Различие между феноменом и ноуменом. 2. 7. Трансцендентальная диалектика 2. 7. 1. Кантианское понятие диалектики, 2. 7. 2. Способность разума в специфическом смысле и идеи разума в кантианском смысле, 2. 7. 3. Рациональная психология и паралогизм разума, 2. 7. 4. Рациональная космология и антиномии разума, 2. 7. 5. Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога, 2. 7. 6. Регулятивное использование идей разума). 3. "Критика практического разума" и Кантианская этика 3. 1. Понятие "практического разума" и цель новой "критики". 3. 2. Моральный закон как "категорический императив". 3. 3. Сущность категорического императива. 3. 4. Формулы категорического императива. 3. 5. Свобода как условие и основание морального закона. 3. 6. Принцип автономии морали и его смысл. 3. 7. "Моральное благо" и типология суждения. 3. 8. "Ригоризм" и кантианский гимн долгу. 3. 9. Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом. 4. "Критика способности суждения" 4. 1. Положение третьей "Критики" по отношению к двум предыдущим. 4. 2. Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая. 4. 3. Эстетическая способность суждения. 4. 4. Понятие возвышенного. 4. 5. Телеологическая способность суждения и выводы из "Критики способности суждения". "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне" Приложения Хронологические таблицы Библиография Именной указатель Приложение От переводчика

Философия для студентов: лекции, учебники, хрестоматии, монографии по философии на filam.ru
© Алексей Машенцев и его сайт на filam.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования конкурс сайтов