[скачать] Просмотров: 3814   Скачали: 1337

Демидов А.Б.

Философия и методология науки. Курс лекций. Витебск, 2006. 94 с. Нумерация страниц соответствует печатному оригиналу.

Мои комментарии:

Учебное пособие по философии науки белорусского автора. Интересное оглавление. Заслуживает внимания.

Комментарии издательства или автора:

Структура и содержание этого учебного пособия основаны на программе кандидатского экзамена по философии и методологии науки, утвержденной ВАК РБ 30 декабря 2004 г. В нем изложены вопросы, выходящие за пределы стандартного курса философии для студентов и способные вызвать наибольшие трудности при подготовке к экзамену. Пособие адресуется аспирантам, соискателям и магистрантам.

Содержание (оглавление):

Предисловие I. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ § 1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания § 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки § 3. Проблемное поле философии науки § 4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания § 5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности II. НАУКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ § 6. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития § 7. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки § 8. Становление первых научных программ в античной культуре § 9. Зарождение опытных наук § 10. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени § 11. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности § 12. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе § 13. Феномен паранауки, условия его возникновения и становления § 14. Эзотеризм и девиантная наука III. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ § 15. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие § 16. Понятие научной теории. Абстрактные и “идеальные” объекты в структуре научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска § 17. Диалектика развивающейся науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания § 18. Природа научной революции. Типы научных революций IV. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ § 19. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Функции общенаучной методологии познания § 20. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент § 21. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод § 22. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии V. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ § 23. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания § 24. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение VI. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ § 25. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура ведения научной дискуссии § 26. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. Возможности и границы науки § 27. Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого VII. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ § 28. Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании § 29. Философские аспекты специальной и общей теории относительности, квантовой механики и космологии § 30. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Человек и техносфера § 31. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте VIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ § 32. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания § 33. Исследовательские программы в обществознании (натуралистическая, культурно-историческая, социопсихологическая, социологизм, материалистическое понимание истории) § 34. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда IX. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ § 35. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна § 36. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации § 37. Понятие и типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества Список использованной и рекомендуемой литературы Предисловие I. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ § 1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания § 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки § 3. Проблемное поле философии науки § 4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания § 5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности II. НАУКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ § 6. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития § 7. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки § 8. Становление первых научных программ в античной культуре § 9. Зарождение опытных наук § 10. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени § 11. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности § 12. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе § 13. Феномен паранауки, условия его возникновения и становления § 14. Эзотеризм и девиантная наука III. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ § 15. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие § 16. Понятие научной теории. Абстрактные и “идеальные” объекты в структуре научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска § 17. Диалектика развивающейся науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания § 18. Природа научной революции. Типы научных революций IV. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ § 19. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Функции общенаучной методологии познания § 20. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент § 21. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод § 22. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии V. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ § 23. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания § 24. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение VI. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ § 25. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура ведения научной дискуссии § 26. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. Возможности и границы науки § 27. Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого VII. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ § 28. Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании § 29. Философские аспекты специальной и общей теории относительности, квантовой механики и космологии § 30. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Человек и техносфера § 31. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте VIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ § 32. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания § 33. Исследовательские программы в обществознании (натуралистическая, культурно-историческая, социопсихологическая, социологизм, материалистическое понимание истории) § 34. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда IX. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ § 35. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна § 36. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации § 37. Понятие и типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества Список использованной и рекомендуемой литературы

Философия для студентов: лекции, учебники, хрестоматии, монографии по философии на filam.ru
© Алексей Машенцев и его сайт на filam.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования конкурс сайтов