Вернуться на прежнюю страницу

Северо-западная Академия

государственной службы

199178, Санкт-Петербург,

В.О., Средний пр., д.57,

 

«Утверждаю»

Ректор Северо-западной

Академии государственной службы

В.А. Шамахов

ОТЗЫВ ведущей организации кафедры философии Северо-западной Академии государственной службы о диссертации А.В. Машенцева “Интуиция и ценностная ориентация в познании” Санкт-Петербург, 2003, представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 – “Онтология и теория познания”.

Актуальность темы диссертации  обусловлена ролью интуиции в познании. Трудно найти область знания, в которой интуиция не играла бы решающей роли. Интуиция является основным элементом, неизменно присутствующем в любом познавательном акте. Гносеологическая и особенно онтологическая роль интуиции в познании в отечественных разработках исследована слабо. Анализ роли интуиции в познании основывается на включении аксиологии в онто-гносеологический анализ. Аксиология создает предпосылку для всеобъемлющего и многостороннего синтеза различных концепций интуиции. Известно влияние интуитивизма на русскую философию, что делает возможным связать концепцию диссертации с основными идеями русской философии.

Достоверность основных положений и выводов диссертации  не вызывает сомнений, все они веско аргументированы в представленной работе. Помимо источников, обобщен значительный объем отечественной философской литературы, связанной с темой исследования. Диссертацию отличает тщательный анализ различных концепций интуиции и тех положений интуитивизма, которые связаны с проблемами аксиологии. Рецензируемая диссертация написана хорошим научным языком.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1) впервые в отечественной литературе предпринято исследование интуиции с целью установления связи интуиции с аксиологическим началом; 2) обоснован тезис, утверждающий, что интуиция придает целостность и единство познавательному акту, и что результат познания всецело зависит от ценности, с которой познание связывается посредством интуиции. В диссертации выявлена взаимосвязь бытия, познания и ценности и установлено, что различные единства бытия образуют иерархическую структуру, каждый уровень которой связан с ценностью. Каков гносеологический и онтологический статус ценности, таково и возникающее на основе ценности бытие, которое оказывается полностью тождественным потенциальным и актуальным состояниям ценности. Актуализация ценности выражается действиями субстанциального деятеля, который благодаря законам интенциональности всегда имеет интенциональный предмет, т.е. ценность. Интенциональность анализирует в диссертации как ценностная ориентация и волевая актуализация субстанциональным деятелем содержания усвоенной ценности. Каково содержание ценности, таков и воспринимаемый и создаваемый мир. Обращение к ценности как основному понятию аксиологии позволяет решить главные проблемы теории интуиции. Интуиция связывает в единое целое объект и субъект, имманентное и трансцендентное, гносеологию и онтологию. Интуиция в своем основании имеет один интенциональный предмет – это ценность.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее обобщения важны для разработки  курсов  по философии и спецкурсов по проблемам гносеологии, онтологии и некоторых иных вузовских дисциплин.

Содержание диссертации и ее оформление

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, основного списка литературы по теме диссертационного исследования и дополнительного списка литературы, относящейся к теме диссертационного исследования косвенно, именного и предметного указателя. Работа изложена на 197 страницах машинописного текста.

В первой главе «Эвристическая интуиция» рассматриваются наиболее общие и традиционные характеристики интуиции, намечается общий контур исследования. Проводится анализ роли интуиции в науке.

Во второй главе «Математическая интуиция» проводится анализ взаимосвязи логики и интуиции, математики и интуиции.

Третья глава «Аксиологическая интуиция» посвящена рассмотрению интуиции с позиций аксиологии.

Четкая формулировка целей, задач и гипотезы исследования, последовательное и методичное применение принципа органического мировоззрения  позволило автору определить основные детерминанты интуитивно-познавательного процесса, которыми выступают ценности. Обращение к позиции интуитивистских трактовок математики продиктовано возможностью анализа сознания и различных когнитиных структур (идеальные объекты и чистые понятия), что вне анализа математики, в которой интуиция играет решающую роль, сделать было бы очень трудно. Анализ роли интуиции в математике, по мнению автора, приводит к очевидности или аподиктической достоверности. Интуиция в таком ракурсе есть достоверная индивидуальная самоочевидность. Она содержит в себе также и момент объективности – идеальные объекты чистой математики априорно содержащие в себе весь эмпирический опыт. Идеальные объекты чистой математики выступают аппроксимативными конституэнтами, к которым стремится весь ряд возможных эмпирических событий. Интуиция в математике рассматривается соискателем как идеализация и аппроксимация. Предпринятый анализ математики как интуитивной сферы является наиболее сильным местом  в исследовании. Идеальные объекты чистой математики есть когнитивные структуры сознания, возникающие как результат синтеза абстрактно-понятийного и чувственно-конкретного. Гносеологическая и онтологическая роль указанного синтеза достаточно полно анализируется автором в концепции эвристической интуиции (концептуальная и эйдетическая интуиция). Трансформация когнитивных структур, достигаемых на уровне эвристической интуиции, в идеальные объекты чистой математики математической интуицией являются достаточно обоснованными. Идеальные объекты чистой геометрии являются пассивными и не учитывают роль субъекта, его ценностной ориентации. Решение этой проблемы связано с обращением к феномену интуиции  в аксиологии   и его преломлению   в философии идеал-реализма. Это продиктовано логикой исследования и осмыслением возможного синтеза теоретических положений различных теорий интуиции (эвристическая, математическая, аксиологическая).

Довольно содержательна в теоретическом отношении та часть работы, где говорится о роли ценности связывающей в единство идеальное и реальное, имманентное и трансцендентное, субъективное и объективное как основе интуиции. Автор предлагает рассматривать интуицию с позиций аксиологии и через принципы русской философии идеал-реализма, что приводит автора к панаксиологизму в рассмотрении интуиции. Но это нельзя считать недостатком исследования, так как аксиология только углубляет, а не упрощает онтологический и гносеологический анализ, который в свою очередь представлен в диссертации достаточно полно. Интуиция рассматривается с различных гносеологических точек зрения. Это и роль интуиции в возникновении нового знания, связь интуиции с личность, автор предлагает свое решение вопроса о классификации интуиции, анализирует связь интуиции с индукцией, доказательством, формальной логикой, проводит анализ аппроксимации и идеализации, выступающими как формы интуиции в математике. Автор делает интуицию не только предметом аксиологии и гносеологии, но и рассматривает интуицию как онтологическую проблему, определяя онтологическую составляющую интуиции как идеальную ценность.  Идеальная ценность связывает в единство субъект и объект познания. Ценность выступает как единство бытия и его значения. Основываясь на принципах философии идеал-реализма, основной тезис которой выдвинул Н.О. Лосский: «В мире всё имманентно всему» и идее интенциональности Э. Гуссерля, проводя развернутый анализ и синтез философии идеал-реализма и идеи интенциональности в философии Э. Гуссерля, автор делает вывод о том, что ценность является основным конституэнтом интуитивного акта. Такой вывод справедливо вытекает из рассмотрения конститутивной и регулятивной функции ценности, ценностной ориентации и волевой актуализации субстанциальным деятелем содержания усвоенной ценности, аппрезентации, приводящей в соприсутствие весь материал опыта и указывающей на соприсутствие в актах познания одной и той же первопорядковой природы, т.е. ценности переживаемой субстанциальным деятелем. Автор обосновывает роль ценностной ориентации, связывающей в целостное единство субъект и объект, имманентное и трансцендентное.

Актуальной является идея, рассмотренная в диссертации, – включение аксиологии в онто-гносеологический анализ интуиции. Логика рассмотрения этой идеи требует обоснования роли ценностей в познании и в бытии. В диссертации это обоснование проводится путем анализа гносеологической и онтологической функции ценности. Гносеологическая функция ценности представлена как осмысление и усвоение субстанциальным деятелем содержания ценности, а онтологическая функция рассматривается как изменение бытия волевой актуализацией содержания усвоенной ценности. Включение аксиологии в онто-гносеологический анализ приводит  к необходимости рассматривать не только ценность, но также и волю. Ценности создают структурность бытия, его иерархичность. Любые познавательные и бытийные единства или определенности рассматриваются как модусы идеальной ценности. Всё, что сознание находит в познании или в бытии связано с ценностью, содержание которой устанавливает гносеологический и онтологический статус любого единства: познавательного, бытийного, ценностного. Направленность на ценностный идеал, занимающий более высокое иерархическое положение по сравнению с другими ценностями, находящимися на более низком иерархическом уровне, предполагает получение иного бытия и процесса познания. Это бытие и познание являются более совершенными и имеют большее онтологическое и гносеологическое значение, чем при ценности более низкого структурного уровня. Таким образом, ценности связывают в единство субъективное и объективное. Не только реализация цели путем волевой актуализации, но и познавательный процесс, по мнению автора, всегда связан с волевыми усилиями субъекта. Без участия воли не может состояться ни один акт познания.

Ценность в диссертации рассматривается как трансцендентная природа имеющая место в любом познавательном действии. Это и понятие криптогнозы, когнитивных структур в концепции эвристической интуиции, и онтологическая априорная предпосылка о мире как целом в концепции математической интуиции, и ценность как аппроксимативный никогда не достигаемый идеал в концепции аксиологической интуиции. Ценность выступает как метасистема или металогическое бытие. Соискатель анализирует, что часто отсутствует в работах многих авторов, проблему самого суждения и возможной предикации и ее связи с интуицией. Делается обоснованный вывод о связи любого суждения с априорной предпосылкой всеобщности или антецедента.

Отмечая такие достоинства диссертации, как логичность построения, четкость основных положений и  выводов, представляется необходимым сформулировать некоторые замечания и пожелания автору по некоторым дискуссионным вопросам:

1.В диссертации практически отсутствует историко-философское рассмотрение проблемы интуиции (Глава 1 §1.1.). Соискатель в основном ограничивается онто-гносеологической проблематикой. Любая сложная проблема, каковой и является интуиция, требует историко-философского освещения. Исторический метод, который отмечен соискателем во Введении (методы исследования), используется недостаточно.

2.В диссертации не рассматривается концепция интуиции А. Бергсона, что делает диссертационное исследование неполным. Обращение к философии А. Бергсона позволило более аргументировано обосновать роль Абсолюта в познании.

3.Предпринятый анализ в диссертации концепций интуиции (Глава 3 §3.1) в этике, эстетике и в художественной деятельности достаточно краток. Представляется продуктивным, если автор собирается продолжить дальнейшие исследования, остановиться подробнее на этих проблемах.

4.В диссертации не проведен анализ иерархической структуры ценностей. В диссертации рассматриваются три уровня: эмпирический, идеальный и ценностный. Но не указывается какие ценности присутствуют на каждом уровне и какова их гносеологическая и онтологическая роль в познании. Не ясна связь ценности и идеальной ценности. Иерархический персонализм, на который опирается автор, нуждается в более детальной проработке.

5.Мало уделено внимания рассмотрению роли воли в познании.

Основные результаты диссертации нашли полное отражение в автореферате и 6-ти публикациях автора,  доложенные на ряде  конференций.

Заключение.

Диссертация А.В. Машенцева “Интуиция и ценностная ориентация в познании” – самостоятельное законченное исследование, в котором решается ряд важных и актуальных задач. Диссертация  обладает научно-теоретической и практической значимостью. Все изложенное позволяет заключить, что работа А.В. Машенцева “Интуиция и ценностная ориентация в познании” отвечает  требованиям ВАК, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Соискатель достоин присвоения ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 – “Онтология и теория познания”.

Отзыв составлен зав. кафедрой философии, доктором философских наук, профессором Г.Г. Филипповым.

Отзыв обсужден и одобрен на заседании кафедры философии  Северо-западной Академии государственной службы   29.09.2003 г., протокол № 1.

Доктор философских наук,

профессор, зав. кафедрой философии

Северо-западной Академии

государственной службы                                                Г.Г. Филиппов

29.09.2003 г.  Санкт-Петербург

Вернуться на прежнюю страницу

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

bresttheatre.com Рейтинг сайтов Наука / Образование